вторник, 15 апреля 2014 г.

Организация совместной работы учителя и дефектолога по совершенствованию навыков чтения

Чтение – это упражнение в нравственном чувстве.
       К. Ушинский
         В своем опыте по совершенствованию навыков чтения у учащихся  мы стремились создать условия для  процесса обучения чтению на всех его этапах: от совершенствования осознанного чтения вслух  до шепотного чтения  и обучения чтению “про себя”.
Дальше
Навыки чтения формировались с учетом следующих положений:
·       Единство читательских и речевых умений;
·       умение читать - учебное умение, ибо оно - средство обучения;
·       в процессе практических действий активизируется  мыслительная деятельность: сопоставления, выводы, отношения – логическое мышление; воссоздание образных картин – образное.
     Организационный момент длится всего несколько минут. На нем решаются не только организационные, но коррекционные задачи.
Например, перед чтением рассказа Г. Скребицкого “Сентябрь” учитель демонстрирует учащимся плакат “Слоговая таблица для развития правильности чтения”.
 Задание:   прочитать слоги первого столбика (для слабых детей).
Дефектолог на коррекционно-развивающих занятиях берет эти же слоги с новым заданием: прочитать, повторить слоги первого столбика по памяти.
Цель работы: Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание.
Рассказ Г. Скребицкого “Декабрь”. Перед чтением произведения учитель демонстрирует слова, записанные на доске (время экспозиции несколько секунд, оно зависит от подготовленности класса).
Слова: зима, земля, снег, воздух, мороз, ветер, снег, узор, звери, следы, снег, птицы, норки, холод. Слова связаны с темой урока или встречаются в тексте. Задание: прочитать  слова, найти то, которое повторяется несколько раз.
 Дефектолог на занятии возвращается к этим словам:  сколько раз повторилось слово “снег”?   Какие еще слова на тему “Зима” вы прочитали?
Цель работы: Коррекция зрительного восприятия на основе  запоминания.
Г.Скребицкий. “Март”. Учитель демонстрирует пары слов, записанных на доске, и просит медленно их прочитать и запомнить.
Пары слов: капель – земля, ручьи – дороги, проталины – пригорки, зима – весна, холод –тепло, начало – конец. Между словами есть смысловая связь. Дефектолог на занятии  читает лишь первые слова, детям предлагается припомнить вторые слова.
Цель работы: развитие механизмов ассоциативного мышления; упражнения в правильности и беглости чтения.
Усложненный вариант задания: повторить пары слов по памяти.
Пытаясь их припомнить, учащиеся будут искать связи ассоциации между ними, развивая тем самым механизмы межанализаторных связей.
Полезно систематически проводить упражнения в прочтении чисел по таблице Шульте (дефектолог дет каждый раз новый вариант). Отрабатывается скорость движения глаз. Необходимо приучить детей к поиску новой цифры, просматривая столбцы только сверху вниз. Это способствует расширению поля зрения при чтении. Расширению поля зрения способствует работа с буквенными таблицами и слоговыми пирамидами.
Активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе урока, лучше проводить на организационном этапе.
В начале каждого занятия необходимо проводить специальные речевые упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Материалом для таких упражнений служат слоговые структуры и целые слова, которые встречаются в изучаемом тексте, или специально подобранные чистоговорки, скороговорки, маленькие четверостишия.
Дефектолог продолжает работу учителя  над дикцией, дыханием и темпом речи. Дети читают и заучивают скороговорки, договаривают чистоговорки.
Так во время проведения артикуляционной зарядки учащиеся тренируются в договаривании чистоговорки:
Са – са – са – в лесу бегает (лиса).
Со – со – со – лиса катит (колесо).
Су – су – су – было холодно (в лесу).
Дети упражняются в произношении глухого согласного звука “с”, чистоговорку читают 3-4 раза, работают над правильной артикуляцией дыхания. После этого читают логопедическую таблицу на дифференциацию согласных звуков “с –ц”:
ац – АС             аС – АЦ             АЦА – АСА               АСА – АЦА
Оц – ОС             ОС – ОЦ             ОЦА – ОСА               ОСА - ОЦА
Уц – УС             УС – УЦ             УЦА – УСА               УСА - УЦА
Иц – ИС             ИС – ИЦ             ИЦА – АСА               ИСА – АЦА
Перед чтением сказки Д.Мамина-Сибиряка “Серая Шейка” учащимся  предложена скороговорка “Перепелки пролетали, перья на траву роняли”.
Задание: 1. Какие звуки повторяются?
 2. Прочитайте скороговорку медленно, четко проговаривая слова.
 3. Прочитайте скороговорку быстро.
 4. Произнесите скороговорку  шепотом, хорошо артикулируя.
Словарная работа на уроках чтения обеспечивает правильность чтения трудных по структуре слов и непонятных по значению слов. Она зависит от языкового материала, на уроке может занимать различное место – перед чтением нового текста, во время чтения и после него.
1.     Чтение слов с подготовкой: мёрз                                  ут-ка                    за-яц
за-мер-зать                          у-точ-ка              зай-чик
за-мёрз-нет                         у-ти-ный           зай-ча-та
за-мер-за-ю-щий
2. Дефектолог  может  предложить прочитать целым словом, а не по слогам.
Слова: Серая Шейка, крупный заяц, хитрая лиса.
Перед учащимися ставится задача: при чтении сказки обязательно эти слова читать целым словом, остальные можно читать по слогам. Такие упражнения будут способствовать формированию у учащихся нового способа чтения (чтение словами и словосочетаниями).
При работе над чтением труднопроизносимых слов и слов, имеющих сложную слоговую структуру, эффективной является работа по составлению осколочных картинок. Перед чтением рассказа В.Медведева “Фосфорический” мальчик” учащимся предлагается составить слова, которые написаны на полосках разного цвета или разного цвета фломастерами.
пласт  мас  со  вый
фос  фо  ри  чес  кий мо метр
рас  хо  див  ший  ся

съе  хид  ни  чать
рас  прост  ра  ни  лась
по  тря  са  ю  щий
Слова прочитываются 3 раза, выясняется их значение. Затем учащиеся находят эти слова в тексте рассказа. Цель такой работы: упражнение в правильном чтении трудных слов, коррекция мыслительной деятельности.
Определяющим фактором для правильности, выразительности и осознания читаемого текста является беглость чтения. Совершенствование данного качества становится залогом успешной работы по всем учебным предметам. Ученики в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно преодолеть возникающие трудности. Остановимся на приеме “речевая разминка”. Тренировка быстрого чтения проводится в начале урока.
1. Учитель. Тексты на карточках (разные по содержанию и объему) раздаются учащимся. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребенка в технике чтения.
Школьникам предлагается задание: в течение 1 минуты прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух. Учитель стремится придерживаться отведенного времени, но не забывает при этом, что данное упражнение своего рода игра, которая должна вызвать удовольствие. В связи с этим учитель может несколько “растянуть” минуту, если дети не укладываются в реально отведенное время.
После окончания молчаливого чтения вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени, равного 1 минуте (чтение на время используется только как тренировочное упражнение).
 Учитель задает вопрос классу по прочитанному материалу, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. Затем вопросы задают сами читающие. В результате каждый ученик в процессе молчаливого чтения выполняет 2 задания: читает текст про себя и формулирует один вопрос, который он задает классу. При регулярном проведении речевой разминки каждый ученик класса выполняет роль “маленького учителя” с большей или меньшей помощью педагога.
Дефектолог.  Слабые в технике чтения ученики участвуют в речевой разминке  с текстами, значительно меньшими по объему и предельно упрощенными по содержанию.
Главная задача  чтения – обогащение души через эмоции, через чувства. Раскрыть замысел автора, сделать нравственный вывод – это очень сложно для детей с интеллектуальным недоразвитием, поскольку у них наблюдается стойкое нарушение мыслительной деятельности.
Поэтому ведется большая подготовительная работа к восприятию нового. Методами активизации познавательной деятельности  могут быть: беседа после проведенной экскурсии, рассматривание картины,  прослушивание музыкального произведения, проигрывание проблемной ситуации.
На этапе подготовки  к чтению можно поработать и над заголовком произведения. Например, рассказ И.Соколова-Микитова “Золотая осень”. Демонстрируется осеннее панно, на котором разбросаны буквы.
Задание:    1. Сложите название рассказа из букв.
   2. Выберите цвета осени из полосок, лежащих на столе учителя.
       Заканчивать работу по осмыслению главной мысли произведения можно пословицей или поговоркой. Например, при подведении итогов работы по рассказу О.Бондарчук “Слепой домик” учитель просит детей выбрать пословицу, которая подходит к этому рассказу. На доске записаны пословицы: “У коллектива большая сила. Ученье – свет, а неученье – тьма».       Дефектолог  на занятии предлагает новые пословицы: «Маленькое дело лучше всякого безделья. Добрые дела красят человека”.
    Наличие иллюстрированного материала повышает интерес детей, создает дополнительную мотивацию к высказыванию. Для предупреждения спада интереса к пересказу мы используем некоторые игровые моменты, которые привлекают внимание детей и заставляют их слушать рассказчика. К таким приемам мы относим:
·         пересказ с “эстафетой”.
Каждый раз тот, кто передает эстафету, выступает в роли учителя, предлагая классу задания: слушай меня и продолжай, когда я тебя вызову.
·        пересказ по скрытой картинке.
 Рассказчик выбирает одну из серии сюжетных картинок, по которой и воспроизводит содержание соответствующего отрывка.
·        запись на магнитофон.
  Учащиеся выбирают себе отрывок для пересказа, устанавливая очередность его следования. По команде “Магнитофон включен” дети  пересказывают текст. По окончании записи пленка прослушивается, школьники сами выявляют недостатки своих высказываний.
С работой над осознанностью чтения связан анализ языковых средств текста, который ведет к более глубокому осмыслению прочитанного и развитию представлений. При этом часто используются наглядные средства обучения, так как недоразвитие абстрактного мышления детей затрудняет перенос признаков одного явления на другое. Так при чтении стихотворения А.Прокофьева “Березка” для понимания выражения “В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках, с красивыми застежками, с зелеными сережками” учитель задает вопросы:
-    Из чего состоит наряд березки?
-    Найдите на картине березу, одетую в наряд, описанный в стихотворении.
-     Кем вы себе можете представить ее, если береза будет в сарафане?
-     Какие слова и выражения нам помогают представить березку в виде русской девушки?
Следующая метафора: “Люблю ее, нарядную, родную, ненаглядную, то ясную, кипучую, то грустную, плакучую”.
-    Какие слова показывают смену “настроения” у березки?
Дети делят на 2 группы карточки: береза-растение и береза-девушка.
Дефектолог после этой работы предлагает детям словесное рисование.
Для увеличения темпа чтения можно использовать на уроке (при повторном чтении прием “чтение за диктором”. Учитель выбирает отрывок текста, громко читает его в темпе, немного опережающем темп слабого ученика, как бы ведя его за собой. Дети читают текст “про себя” или тихо вслух, стараясь успеть за учителем. Это упражнение способствует развитию артикуляции учащихся, помогает выработке навыка слитного прочтения слов.
Дефектолог предлагает  другой прием - “чтение в паре”. В паре могут быть объединены  сильный и слабый ученики. Дети читают вместе вслух. Задача слабо читающего ученика – не отстать от сильного.        Эффективными упражнениями для отработки беглости чтения являются: многократное чтение с последующим подсчетом слов, чтение в темпе скороговорки, чтение с переходом на незнакомую часть текста.
   Увеличение темпов чтения вызывает радость у детей. После такой подготовки проводится  конкурс чтецов с последующим поощрением.
При  работе над выразительным чтением стихотворения дети учатся расставлять паузы, находить слова, на которые падает логическое ударение, выбирать нужную интонацию при чтении. Например, при чтении стихотворения С.Михалкова “Будь человеком” учитель задает вопросы:
-       Как автор назвал разрушителя муравейника?
-       Какую оценку его поступку даете вы?
-       Как вы понимаете слова поэта: “Будь человеком, Человек, ты на земле своей”? Как надо прочитать эти слова?
-       Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
-       Каким голосом нужно читать  о беде  муравьев?
  Дефектолог закрепляет  выразительное  чтение детей на знакомых текстах, так как  оно требует:
·        Хорошей техники чтения.
·        Развитого речевого аппарата.
·        Предварительного разбора произведения по событиям и действиям.
·        Умения представить описываемые события и  явления.
Практика показала, что описанные методические приемы направлены на формирование навыков чтения, на коррекцию кратковременной памяти, внимания, мыслительных процессов, на осуществление элементарных обобщений, совершенствование артикуляционного аппарата, расширение оперативного поля зрения, развитие догадки на различных уровнях.
В этой совместной работе учителя и дефектолога важна целенаправленность и систематичность  с учетом подготовки класса и своеобразия психического развития  школьников.








Комментариев нет:

Отправить комментарий